Бесплатный звонок по РФ
Перезвоните мне

8 800 100-10-01
Перезвоните мне

Время строить… пивзавод

23 апреля 2014

В 2009 году по объёму производства пива Россия вышла на третье место в мире, после Китая и США. При этом более 75% отечественного пенного напитка производится крупнейшими иностранными компаниями, такими как Baltic Beverages Holding, Heineken Russia, Efes Bewerage Group и другими. Оставшиеся 15% промышленного объёма принадлежат отечественным пивоварам, которым с каждым годом становится всё сложнее конкурировать с зарубежными гигантами, в том числе по причине отсутствия развитой производственной базы.

Несмотря на то, что многие «иностранцы» начиная с 2010 года снижают свою долю на российском рынке, вопрос о выживании отечественных пивоваров в конкурентной среде по-прежнему актуален. Аналитики отмечают, что для средних и мелких предприятий отрасли существуют лишь два пути дальнейшего развития: увеличение объёмов производства или присоединение к западным концернам. Несомненно, первый вариант более привлекателен, хотя и чреват дополнительными затратами: для увеличения рыночной доли необходимо наращивать производственные мощности, строить новые цеха и своевременно ремонтировать старые.

Губит людей не пиво?

Хорошая новость для отечественных пивоварен без участия иностранного капитала заключается в том, что работающие на российском рынке мировые концерны постепенно теряют свои позиции. Это является следствием жёсткого государственного регулирования потребления пива населением. Так, в 2011 году пиво было официально признано спиртным напитком, благодаря чему пивовары автоматически лишились права рекламировать свою продукцию в СМИ и реализовывать её в ночное время. Не менее ощутимым ударом по рынку является и ежегодный рост акцизов, размер которых в 2013 году был увеличен в пять раз.

«Без сомнения, здесь стало тяжело вести бизнес», — отмечает Йорген Буль-Расмуссен, президент Carlsberg Group, владеющей пивоваренной компанией «Балтика». — Отчасти такая ситуация вызвана глобальным экономическим кризисом и плохими урожаями, но в очень большой степени связана и с сильно возросшей налоговой нагрузкой». Действительно, доля «Балтики» на рынке России с 2009 по 2011 год снизилась почти на 3%, что для компании весьма ощутимо.

По сообщению информационного агентства «Прайм», в отсутствие такого эффективного инструмента продвижения, как реклама на ТВ, иностранные пивные короли за последние несколько лет снизили свою совокупную рыночную долю с 92% до 85%, а по некоторым данным — до 80%. Так, например, «Сан ИнБев» закрыла в РФ два завода — в Курске и Новочебоксарске. За первый квартал 2013 года компания зафиксировала снижение продаж на 17%. Уровень продаж ещё одного гиганта — знаменитого Heineken — снизился за тот же период на 5%. Аналогичное падение объёмов реализации наблюдают и другие концерны.

Но нет худа без добра. У независимых региональных пивоваров появляется шанс расширить сферы своего бизнеса за счёт переживающих не лучшие времена крупных федеральных игроков. Хорошо известные в своих районах, местные пивоваренные компании не нуждаются в массированной рекламе на центральных телеканалах и, соответственно, не так тяжело воспринимают её отсутствие. Кроме того, по оценкам аналитиков, отечественный потребитель большее предпочтение оказывает пиву российских марок, чем западным брендам, что тоже на руку независимым пивзаводам без участия иностранного капитала. Таким образом, вполне логично предположить, что в тот момент, когда зарубежные компании начинают терять часть рынка, самое время подхватить эстафету малым региональным предприятиям. К тому же существует вероятность, что подобным организациям вскоре могут позволить не устанавливать счётчики продукции, а это — существенная экономия производственных затрат.

Однако не всё так просто. Многие предприниматели по причине ограниченного бюджета работают на устаревшем оборудовании, в тесных цехах, не имея возможности существенно расширить производство. И всё-таки выход есть. Кто-то получает на развитие бизнеса льготные кредиты, а кто-то пытается заручиться поддержкой местной администрации, заинтересованной в экономическом развитии региона. Дело в том, что некоторые региональные пивоваренные заводы являются градообразующими предприятиями: их реконструкция и строительство новых промышленных площадок имеют большое значение для экономической стабильности и развития отдельных районов. Именно поэтому местные органы власти нередко проявляют заинтересованность в поддержке таких быстроокупаемых проектов, как пивоваренное производство. При этом использование эффективных и в то же время недорогих технологий приобретает особую значимость.

И быстро, и стерильно

В настоящее время большинство объектов промышленного назначения, в том числе и для пищевой отрасли, строится по технологии быстровозводимых зданий (БВЗ). Это экономичный способ, предполагающий использование готовых металлоконструкций, которые собираются непосредственно на стройплощадке в максимально сжатые сроки. В качестве материала для стен и кровли применяются различные виды сэндвич-панелей. В зависимости от назначения здания и исходя из технических характеристик подбираются панели, обладающие набором необходимых потребительских свойств.

К пищевым производствам, к которым относится и пивоварение, предъявляются особые санитарные требования. Так, производственные помещения необходимо регулярно мыть дезинфицирующими средствами, а поверхности пола и стен должны быть гладкими и устойчивыми к воздействию обеззараживающих растворов.

«Как известно, на стенах помещений всегда оседает большое количество пыли, — рассказывает Людмила Чурмасова, профессор и заведующая кафедрой Московского государственного университета пищевых производств, кандидат технических наук, — впоследствии эта пыль способствует размножению бактерий, что, конечно же, нарушает необходимую для пивоваренного цеха стерильность. Очевидно, что для подобных зданий необходимы специальные конструктивные решения».

К счастью, рынок строительных материалов стремительно развивается, и такие решения действительно существуют. Одно из наиболее эффективных — недавно появившиеся на российском рынке ТСП Sterilium®. Уже из названия видно, что этот материал был разработан специально для «чистых» производств — пищевой и фармакологической промышленности. Инновация данной разработки заключается в том, что внутренняя облицовка панелей абсолютно гладкая и бактериологически нейтральная, поскольку обладает специальным полимерным покрытием, на котором не скапливается пыль и, соответственно, отсутствуют микроорганизмы. Стены из этого материала можно регулярно подвергать санитарной обработке, не боясь при этом повредить полимерный слой. Кроме того, панели не подвержены воздействию химических соединений.

«ТСП Sterilium® производятся с двумя вариантами покрытия внутренней облицовки, которые применяются в зависимости от технологических особенностей производства, — рассказывает Сергей Якубов, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Группы компаний Металл Профиль, крупнейшего российского производителя фасадных и кровельных систем. — Покрытие Advantica™ L Control — не что иное, как нанесённый на специальную грунтовку ПВХ-ламинат. Преимущество этого вида панелей в том, что они не абсорбируют запахи, что весьма важно для цехов, где в процессе брожения происходит вызревание дрожжевых культур. Второй вариант — Advantica™ CL Clean — это комбинированное покрытие, состоящее из трёх слоёв — грунтовки, промежуточного слоя краски и плёнки ПЭТФ. Общая толщина покрытия составляет 55 мкм». Как объясняет специалист, данный вид покрытия имеет антистатические свойства, что препятствует оседанию на стенах пыли и частиц химических элементов. А это, в свою очередь, упрощает стерилизацию всего помещения в целом.

Использование специальных сэндвич-панелей в строительстве пивоваренных заводов — это возможность значительно снизить проектные расходы. Материал может быть готовым фасадным решением и одновременно — стерильной облицовкой внутренних стен, соответствующей всем санитарным требованиям к помещениям пищевых производств. Остается добавить, что ТСП Sterilium® выпускаются с различными теплоизоляционными сердечниками, в качестве которых может использоваться как минеральная вата, так и пенополиуретан. При этом толщина сердечника может варьироваться в пределах от 50 до 300 мм, благодаря чему панели пригодны для применения в любых регионах страны, независимо от климатических условий.

Различные инновационные продукты, используемые при строительстве цехов предприятий по технологии быстровозводимых зданий, помогают найти эффективные пути решения проблемы расширения производства. Применение лёгких, но долговечных и надёжных сэндвич-панелей позволит в кратчайшие сроки построить новую пивоварню и максимально быстро осуществить запуск дополнительных производственных линий.