Бесплатный звонок по РФ
Перезвоните мне

8 800 100-10-01
Перезвоните мне

Рынок XXI века. Сэндвич-панели на службе коммерции

1 октября 2013

Современный розничный рынок

Сегодня сельскохозяйственный рынок, где свою продукцию представляют фермеры близлежащих областей и соседних регионов, – это важнейший объект торговли, в первую очередь дающий покупателю выбор между привозными продуктами, реализуемыми в торговых сетях, и товарами локальных производителей.

Важнейшее отличие рынка от супермаркета или даже популярных в последнее время «магазинов шаговой доступности» — это сокращение цепочки поставок готовой продукции. С одной стороны, это приводит к снижению издержек при обращении товаров и, в конечном счёте, к сокращению цены для покупателя (при одновременном повышении цены продажи для производителя). С другой стороны, такая короткая логистическая цепочка — это сокращение времени доставки продовольствия от сельхозпроизводителя к конечному потребителю. Иными словами, благодаря рынкам люди могут повысить потребление свежей продукции, не подвергшейся термической или химической обработке с целью увеличения срока хранения.

В отличие от супермаркета на сельскохозяйственном рынке покупатель может найти более широкий ассортимент товаров, ведь торговые сети стараются представить на своих полках лишь наиболее востребованные продукты (зато из максимального числа товарных категорий). Эта особенность делает современный рынок ориентированным на наиболее широкую аудиторию, не сегментированную по возрасту или уровню дохода. За счёт ассортимента свои потребности здесь могут удовлетворить все желающие.

«Основное преимущество рынка перед супермаркетом — это, конечно, возможность выбора товара разных поставщиков. Если в супермаркете у вас максимум 3-4 вида помидоров, то на рынке тех же самых помидоров можно найти до 20-30 видов. Ни в одном супермаркете нет такого выбора», — считает Кирилл Кандауров, сотрудник службы эксплуатации Велозаводского рынка (Москва).

Сельскохозяйственный рынок не ограничивает и диапазон поставщиков. Крупные товаропроизводители приходят сюда со своей продукцией через промежуточное оптовое звено, что также позволяет снизить издержки на логистику. А небольшие предприятия могут торговать напрямую. К слову, для мелких производителей рынок — это фактически единственный способ прямой реализации своей продукции, поскольку доступ для них в крупные торговые сети попросту закрыт из-за жёстких требований по упаковке, условиям доставки и т.п.

Одна из основных экономических функций современных рынков — это формирование здоровой конкуренции между представителями всей сельскохозяйственной отрасли, избавление от перекупщиков (развитие небольших рыночных комплексов, где свою продукцию могут представлять даже индивидуальные фермерские хозяйства, делают работу перекупщиков бессмысленной). Кроме того, рынки были и остаются площадкой для общения производителя товара и его потребителя, а также производителей между собой.

Конечно же, современный рынок — это уже не просто нагромождение деревянных прилавков или собственного транспорта товаропроизводителей. Это оборудованный комплекс, соответствующий всем санитарно-гигиеническим нормам, современная инженерная инфраструктура, новые процедуры управления и стандарты качества обслуживания. Надо отметить, что по своему устройству и способу привлечения покупателей современные российские рынки постепенно приближаются к торговым площадкам западных коллег из Европы и США. Там рынки часто представляют собой не только набор прилавков, но и культурно-развлекательные центры, которые интересно посещать всей семьёй. Вот, к примеру, что пишут о рынке в столице Латвии: «Рижский Центральный рынок на самом деле является настоящим местом для развлечений. Он затягивает в круговорот сплетен, смеха и разнообразия. Незаметно появляется убеждение, что рынок с каждым годом становится милее, ухоженнее, справедливее, ответственнее и современнее».

Строить всерьёз и надолго

На развитие подобных проектов в российских регионах выделяются значительные средства. Кроме того, рынки фермерских продуктов являются самостоятельным и весьма активно развивающимся направлением бизнеса для частных инвесторов и девелоперов.

Столь серьёзное внимание бизнеса к современному рынку требует использования самых современных технологий строительства новых и реконструкции старых рыночных комплексов, обеспечивающих гарантированный возврат инвестиций. Рынок — это проект с достаточно большим сроком окупаемости, так что строить приходится всерьёз и надолго.

Например, известно, что сельскохозяйственные хранилища отличаются влажной и агрессивной средой, длительное существование в которой без ухудшения внешнего вида и эксплуатационных характеристик могут выдержать не все строительные материалы. Да и не все они соответствуют жёстким современным санитарно-гигиеническим нормам.

«В сфере сельскохозяйственного строительства, как и во многих других областях, широкое применение нашли материалы на основе оцинкованной стали с защитными полимерными покрытиями. Эти материалы отличаются высокими антикоррозионными характеристиками, что будет препятствовать их разрушению из-за влажности. Кроме того, гладкие покрытия дают возможность соблюдать санитарно-гигиенические нормы в торговых помещениях и хранилищах, поскольку они легко очищаются от загрязнений», — говорит Сергей Якубов, руководитель департамента «Фасадные системы и ограждающие конструкции» Группы компаний Металл Профиль.

Среди различных вариаций материалов на основе оцинкованного металлопроката стоит выделить трёхслойные сэндвич-панели (ТСП) Agrarium, для защиты облицовок которых используется покрытие Colorfarm 15 (производства TATA Steel, Великобритания), толщиной 35 мкм. Сами по себе ТСП позволяют значительно ускорить темпы возведения торговых павильонов, обеспечивая быстрый монтаж и возможность строительства в зимний период. А специальное защитное покрытие и особый клеевой состав, используемый для соединения облицовок панели с теплоизоляционным сердечником, позволяют производителю давать 15-летнюю гарантию на материал даже при эксплуатации в условиях влажности наивысшей категории (по российским ГОСТ 9.403-80 и ГОСТ 9.401-91). Таким образом, ТСП Agrarium принесли простоту, сравнительную дешевизну и перспективы быстровозводимых зданий в сектор торговли сельскохозяйственной продукцией.

Если мы говорим о реконструкции старых объектов, то здесь для привлечения покупателей необходимо уделить внимание не только долговечности ограждающих конструкций, но также внешнему виду построек и удобству торговых помещений. Достичь более эргономичного зонирования можно при помощи перепланировки, в том числе с использованием упомянутых выше ТСП. А обновить здание и продлить срок его службы поможет вентфасад с лёгкой стальной облицовкой, которая стала сегодня гораздо доступнее по стоимости при сохранении качественных характеристик.

К примеру, линеарные панели Primepanel, появившиеся в России в 2012 году, при демократичной стоимости по качеству вплотную приближаются к значительно более дорогостоящим фасадным кассетам. Добиться подобного результата удалось благодаря использованию уникального профилирующего оборудования. «Точную геометрию стальной фасадной панели обеспечивают 27 пар формирующих её валов, а мощная распрямляющая установка снимает остаточные напряжения в металле и исключает эффект «линзы», с которым до сих пор не может справиться большинство производителей», — поясняет Сергей Якубов (ГК Металл Профиль).

Обустройство комфортных торговых мест в соответствии с законодательством и ожиданиями покупателей не ограничивается возведением помещений. Здесь важна каждая мелочь: системы вентиляции и кондиционирования (мощность которых определяется исходя из прогнозируемой посещаемости объекта и количества продавцов), продуманные зоны утилизации мусора, удобные складские помещения и т.п. Не на последнем месте стоит и оборудование самих торговых залов. Хорошо представленный товар — это залог не только прибыли конкретного продавца, но и один из инструментов повышения привлекательности всей торговой площадки для покупателей. Это особенно важно для привлечения на рынки молодёжи, которая уделяет большое внимание внешнему виду и выкладке товара.

Историческая справка: расцвет и упадок советского рынка

Колхозные рынки были спутником плановой экономики на протяжении практически всего времени существования СССР: официально «советский базар» был разрешён с 1932 года. В особо тяжёлые времена эта форма реализации продовольственных товаров позволяла существенно смягчить дефицит определённых категорий продуктов. В остальное время рынки открывали доступ к свежим и качественным фруктам и овощам, мясу и молоку, а заодно — наиболее интересным местным новостям.

Надо отметить, что колхозный рынок всегда был площадкой, выгодной не только жителям, но и самим товаропроизводителям. В отличие от розничных магазинов на рынках производители имели право продавать часть своей продукции по свободной цене — это давало возможность получить большую прибыль. К слову, принцип «свободной цены» сохраняется и по сей день, при этом именно он считается ключевым признаком рынка.

Как торговая площадка, рынок (в привычной с советских времён форме) редко был стихийным. Задачи по его обустройству входили в перечень обязанностей отдельного Управления на хозрасчёте, которое, помимо самих рабочих мест, предоставляло колхозникам и так называемым «единоличникам» весь спектр сопутствующих услуг — от юридических консультаций до объявлений через радиосеть. Не всегда эти услуги предоставлялись бесплатно. К примеру, в 1941 году были введены разовые сборы с торговцев, размер которых зависел от формы продажи (с воза, с рук, с лотков и т.п.). Несмотря на это, даже при не особо бойкой торговле продавцам было выгодно идти на рынок, ведь им не требовалось вкладываться в организацию торговой точки, рекламу своего товара и привлечение посетителей. Спрос продавцов и покупателей на новые торговые площадки порождал предложение. В результате к середине 1980-х годов в СССР в общей сложности насчитывалось более 8 тысяч колхозных рынков, в торговле на которых были заняты более 1,5 млн. человек.

К сожалению, при переходе к рыночной (в глобальном смысле) экономике в 90-х годах прошлого века колхозные рынки, особенно в центральных районах городов, начали замещаться торговыми центрами и супермаркетами. Производители сельскохозяйственной продукции при этом были вынуждены переселиться на павильонно-контейнерные площадки. Оставшиеся крупные рынки были монополизированы перекупщиками, для снижения издержек сузившими широкий ассортимент продуктов до тех нескольких наименований, что представлены на оптовых базах. Поскольку при этом не производилось никаких инвестиций в обновление оборудования и оснащение рынков (а ведь здания, инженерные сети, торговое оборудование постепенно устаревали), у покупателей появлялись иногда вполне обоснованные сомнения в соответствии торговых площадок санитарным требованиям. За рынками начала закрепляться дурная слава, мягко говоря, не самой выгодной и надёжной торговой точки.

Если бы ситуация не была вовремя взята под контроль, продовольственные рынки, возможно, так и исчезли бы из нашего обихода. Но городские власти и представители бизнеса вовремя осознали необходимость сохранения и обновления исчезающего торгового формата. И сегодня мы знакомимся с рынками уже с новой стороны.

Как привлечь на рынок покупателя?

Как было отмечено выше, рынок — это место, где горожанин может получить доступ к свежим продуктам, т.е. здоровому питанию. К сожалению, сегодня по объёму потребления свежей продукции на душу населения Россия отстаёт от ведущих европейских стран и США. Из-за недостатка торговых площадей (в той же Москве на душу населения приходится в 2 раза меньше торговых площадей, чем в Берлине, и почти в три раза меньше в сравнении с Хьюстоном) для локальных сельхозпроизводителей люди отдают предпочтение супермаркетам, где чаще всего представлены продукты, подвергшиеся химической или термообработке для увеличения срока хранения.

Казалось бы, в этой ситуации потребители сами должны стремиться на рынки, однако по тем или иным причинам изменения покупательского поведения не происходит. Проблема похожа на замкнутый круг: чтобы привлечь покупателя, рынкам необходимо развиваться, но в то же время для повышения инвестиционной привлекательности и дальнейшего развития самих рынков требуется изменение культуры закупок.

Почему же ситуацию пока не удаётся сдвинуть в пользу рынков? Здесь есть разные мнения. Одни жалуются на плохую транспортную доступность, другие — на излишнее количество народа. Не последнюю роль играет и отсутствие рекламы. Вот как описывает на интернет-форуме Михаил из Москвы ситуацию с рынком на Цветном бульваре: «В конце 2010 года на месте Центрального рынка открылся современный и очень удобный торговый центр «Цветной». К сожалению, подавляющему большинству местных жителей неизвестно, что в этом торговом центре работает «Рынок фермера», более того, не многие знают и про сам ТЦ «Цветной». Ситуация усугубляется тем, что «Рынок фермера» расположен на пятом этаже, и не у всех посетителей хватает терпения и настойчивости пройти 4 этажа, заполненных элитной одеждой и парфюмерией. Мы, жители, не избалованы разнообразием мест, где можно купить домашние продукты: молоко, сыры, соленья, овощи, фрукты и т.д., что особенно критично после сноса палаток, торговавших овощами и фруктами. Поэтому все мы должны быть заинтересованы в покупательской поддержке «Рынка фермера».

Как считает Кирилл Кандауров (служба эксплуатации Велозаводского рынка), определяющим преимуществом рынка для покупателя, несмотря на все перечисленные сложности, могла бы стать цена на предлагаемые продукты: «Мы стараемся сделать так, чтобы продукты на нашем рынке продавались по минимально возможной цене». В том же направлении работает и администрация городов и районов: одним из инструментов в данном случае является частичная или полная компенсация арендной платы для фермеров.

Ещё одним эффективным инструментом привлечения становятся всевозможные массовые мероприятия. Ярким примером подобной инициативы может служить фестиваль Moscow Сity Bazar 2013, который пройдёт на Дорогомиловском рынке в сентябре 2013 года. Главная задача фестиваля — продемонстрировать потенциальным постоянным покупателям рынка новый культурно-гастрономический формат этой торговой площадки. В рамках мероприятия планируется акцентировать внимание посетителей на важности выбора свежих и качественных продуктов, проводить регулярные экскурсии по рынку и мастер-классы в рамках национальных кухонь.

Привычный россиянам ещё с советских времён колхозный рынок постепенно меняется, превращаясь не только в торговую, но и в культурную площадку, пропагандирующую здоровое питание. Новый формат требует обновлённых подходов к организации рыночной торговли на всех этапах: от строительства и реконструкции торговых площадок до организации торговли и популяризации рынков.